ОСАГО заработает по-новому с 15 июля. Что нужно знать каждому водителю:
Скрытый текст
▪️Разбираться со страховщиками по выплатам ОСАГО после ДТП водители смогут в электронном виде через «Госуслуги». По мнению ЦБ и РСА, так они смогут получить компенсацию в срок, а претензий по ремонту станет меньше.
▪️Электронное урегулирование по ОСАГО предполагает, что зарегистрированный на «Госуслугах» автомобилист получит возможность отправить все данные о ДТП в свою страховую компанию и в течение 20 дней решить все вопросы с выплатами или ремонтом, пояснил глава РСА Евгений Уфимцев. Сейчас, по его словам, чтобы затянуть вопрос урегулирования, некоторые страховщики подолгу уходят от получения бумажных извещений, ведут долгие переписки с автомобилистами, а в отведенный им срок обязательств не выполняют.
▪️Есть и обратные ситуации, когда заинтересованные в получении дополнительных выплат водители намеренно отправляют извещения в отдаленные офисы страховых компаний, а после этого заявляют, что 20-дневный срок урегулирования страховщики уже пропустили. Теперь же каждый этап будет электронно задокументирован, а соблюдение сроков будет отдельно регулировать новый закон.
▪️В Центробанке привели примеры наиболее популярных жалоб от водителей. Cогласно обращениям, страховые отказывают автомобилистам в получении данных о ремонте по ОСАГО, потерпевшим непонятно, как принимать машину после починки. Также страховщики иногда отказываются предоставлять акты о проделанных работах.
▪️Как будет работать схема. Сначала нововведение реализуют на платформе госуслуг. Все документы будут храниться в личном кабинете заявителя на едином портале. Через него можно будет написать обращение после ДТП, выбрать нужную страховую компанию и вести с ней коммуникацию в электронном формате. Чтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно будет электронной подписью с помощью приложения «Госключ». Использовать более простую схему, как хотели в Центробанке, не получилось из-за позиции ФСБ. Обмен документов будет проходить через Систему межведомственного электронного взаимодействия напрямую, минуя РСА, и приходить непосредственно в ответственные страховые компании.
▪️О создании такой системы Банк России задумался еще в 2018 году. В 2019 году на уровне правительственной комиссии было принято решение начать работу по электронному урегулированию. Первыми шагами стал запуск извещения о ДТП в электронном виде, затем в конце 2022 года заработал конструктор схемы ДТП. Следующим шагом должен стать запуск электронного урегулирования, которое заработает 15 июля 2023 года. Но это еще не финал. С 1 января 2025 года все страховщики должны будут иметь возможность наладить электронный прием обращений на своих сайтах и приложениях.
▪️Некоторые страховщики отметили, что опасаются активности страховых мошенников, однако, по мнению Уфимцева, переход в цифру и унификация через «Госуслуги» защищают отрасль от мошенников. Юрист в области автострахования Илья Афанасьев считает, что перевод урегулирования на электронную форму позволит ускорить и оптимизировать этот процесс. Эксперт в области страхования Сергей Беляков заявил, что опасается возникновения технических проблем у автомобилистов при попытке подачи обращения об урегулировании. Он отметил, что система может начать зависать и не работать.